В основе сотрудничества ПКБ лежит принцип равноценного взаимообмена, что подразумевает получение информации только при условии предоставления Клиентом имеющейся у него информации о своих заемщиках. 

Предоставление кредитных отчетов

Предоставление кредитных отчетов

Информация предоставляется в кредитное бюро Клиентами в соответствии с Формуляром «Структура базы данных» и «Техническим документом» и должна содержать:

  • Идентификационные данные субъекта кредитной истории
    • по физическому лицу - должна содержать фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, юридический адрес, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, индивидуальный идентификационный номер;
    • по юридическому лицу - наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, номер и дату государственной регистрации в качестве юридического лица, бизнес-идентификационный номер, фамилию, имя, отчество первых руководителей и их индивидуальные идентификационные номера.
  • Вид кредита, дату выдачи, дату (по графику гашения и фактическую) погашения кредита;
  • Сумму долга по кредиту, общую сумму долга по всем полученным им кредитам, условным и возможным обязательствам, а также по всем полученным в кредит товарам и услугам;
  • Общую непогашенную сумму, количество дней просрочки, количество непогашенных взносов, статус субъекта кредитной истории, статус контракта и т.д.;
  • Информацию о составе и способах обеспечения исполнения обязательств (за исключением обеспечения, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, ячейках);
  • Негативную информацию о субъекте кредитной истории (при ее наличии) - сведения о ликвидации субъекта кредитной истории, являющегося юридическим лицом, по решению суда или о наличии у субъекта кредитной истории просроченной задолженности свыше ста восьмидесяти календарных дней;
  • Иные сведения в соответствии с Договором о предоставлении информации и получении кредитных отчетов. 

В течение 15 (пятнадцать) рабочих дней с даты заключения Договора Клиент обязан предоставить Кредитному бюро в полном объеме информацию по всем субъектам кредитных историй и Контрактам, заключенным между субъектами кредитных историй и Клиентом до даты заключения настоящего Договора при условии наличия согласия субъекта кредитной истории на предоставлении информации в кредитное бюро. В последующем информация также предоставляется с периодичностью не менее одного раза в 15 рабочих дней, которая установлена законодательством РК и условиями Договора.

В случае отсутствия фактов заключения таких Контрактов, Клиент обязан в течение 10 (десять) рабочих дней с даты заключения Договора письменно уведомить об этом Кредитное бюро.

 

Примечание: Передача информации и получение кредитных отчетов производятся с письменного согласия субъекта кредитной истории в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций № 250 от 21 августа 2004 года.  

Способы обмена информацией

В данный момент существуют два способа обмена информацией Клиентов с базой данных ПКБ:

  • Интерактивный интерфейс с подготовкой файла в стандартном формате с использованием программного обеспечения ПКБ либо собственного программного обеспечения для передачи данных и получения кредитных отчетов из базы данных кредитных историй, которое должно согласоваться с ПКБ (п. 7 Требований к использованию информационно-коммуникационных технологий и обеспечению информационной безопасности при организации деятельности кредитных бюро, поставщиков информации и получателей кредитных отчетов, утвержденных Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 мая 2015 года №91) (автоматизированный режим). При приеме и передаче данных используется SOAP-протокол. Данные передаются в формате XML, соответствующем схеме, описанной в Техническом документе, в заархивированном виде (Zip). Статус результата выгрузки данных в ПКБ возвращается Клиенту в формате XML. Кредитные отчеты возвращаются Клиенту в следующих форматах: XML,PDF,HTML;
  • АРМ «Backoffice» («Бэк-офис») – функционал ручного ввода, предназначенный для ввода информации о субъектах и их контрактах и получения кредитных отчетов в режиме реального времени с использованием веб-браузера;

 

Виды доступов

После подписания Договора и сопутствующих приложений к нему, Клиенту необходимо направить в ПКБ заявку «Форма на предоставление доступа к системе ПКБ» и доверенность на сотрудника, уполномоченного на работу с системой ПКБ. В заявке необходимо указать личные данные пользователя, внешний IP-адрес компьютера, с которого будет впоследствии производиться вход в систему ПКБ, а также цели подключения. Форма должна быть подписана пользователем, ответственным лицом, непосредственно контролирующим пользователя, и первым руководителем компании или лицом, его заменяющим. На основании полученной формы пользователю Клиента будут присвоено имя (логин) и пароль для доступа к тестовому серверу и Базе знаний для прохождения обучения и получения навыков работы с системой ПКБ, а также доступ к системе «SpringDoc» для открытия прав новым пользователям Клиента и последующего управления этими правами.

 

Доступ к получению кредитных отчетов и выгрузке информацию в базу данных кредитных историй будет предоставлен после успешного прохождения тестирования пользователем Клиента.

 

Пользователь может получить доступ на следующие цели подключения к системе ПКБ:

  • База знаний - позволяет получить ответы на различные вопросы, касающиеся процесса взаимодействия с кредитным бюро, воспользовавшись описанием бизнес-процессов в Базе знаний ПКБ.
  • Тестирование данных - позволяет Клиенту полностью отработать процессы загрузки, обновления, корректировки данных и получения кредитных отчетов как в автоматическом режиме, так и через веб–сайт ПКБ;
  • Передача данных – позволяет производить загрузку информации, обновление, корректировку данных в автоматическом режиме и через веб –сервисы в БДКИ;
  • Корректировка информации по субъектам и их контрактам - при отсутствии возможности автоматической выгрузки/ обновления информации, а также в случае необходимости корректировки ранее выгруженной информации, пользователь может воспользоваться функционалом ручного ввода, доступным в АРМ «Бэк-офис для произведения данных действий»;
  • Получение кредитных отчетов – обеспечивает доступ к кредитным отчетам с помощью методов удаленных запросов, а также в ручном режиме через веб-сайт ПКБ в АРМе «Бэк-офис»;
  • Получение списка необновленных контрактов (при превышении срока обновления более чем на 15 рабочих дней) и списка контрактов, ожидающих обновления – предоставляется в целях осуществления контроля за своевременностью обновления информации и предупреждения нарушений требований законодательства РК и условий договора о предоставлении информации и получения кредитных отчетов в части своевременного обновления информации. Содержит следующую информацию: код контракта, последняя учетная дата, ИИН/БИН субъекта, количество дней, превышающее сроки обновления, сумму пени за несвоевременное обновление;
  • Подключение и использование системы «SpringDoc» - это доступ к системе управления бизнес процессами: «Оспаривание информации в кредитном отчете», «Управление правами пользователей», «Удаление», «Биллинг».

Контактная информация

Контактная информация

По вопросам, касающимся сотрудничества с ПКБ, а также загрузки/обновления информации и получения кредитных отчетов, взаимодействия с офисом технической поддержки, исполнения Клиентом обязательств по расчетам за оказанные ПКБ услуги и иных финансовых обязательств перед ПКБ, Вы можете обратиться в Департамент по работе с клиентами.

Латыпова Райхан Фаридовна Директор Департамента
Апсенбетова Эльмира Махмутовна Главный специалист Департамента
Уайыс Эльмира Куанышевна Главный специалист Департамента
Тусупова Динара Журсиновна Главный специалист Департамента