В основе сотрудничества ПКБ лежит принцип равноценного взаимообмена, что подразумевает получение информации только при условии предоставления Клиентом имеющейся у него информации о своих заемщиках. 

Предоставление кредитных отчетов

Предоставление кредитных отчетов

Информация предоставляется в кредитное бюро Клиентами в соответствии с Формуляром «Структура базы данных» и «Техническим документом» и должна содержать:

  • Идентификационные данные субъекта кредитной истории
    • по физическому лицу - должна содержать фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, юридический адрес, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, индивидуальный идентификационный номер;
    • по юридическому лицу - наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, номер и дату государственной регистрации в качестве юридического лица, бизнес-идентификационный номер, фамилию, имя, отчество первых руководителей и их индивидуальные идентификационные номера.
  • Вид кредита, дату выдачи, дату (по графику гашения и фактическую) погашения кредита;
  • Сумму долга по кредиту, общую сумму долга по всем полученным им кредитам, условным и возможным обязательствам, а также по всем полученным в кредит товарам и услугам;
  • Общую непогашенную сумму, количество дней просрочки, количество непогашенных взносов, статус субъекта кредитной истории, статус контракта и т.д.;
  • Информацию о составе и способах обеспечения исполнения обязательств (за исключением обеспечения, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, ячейках);
  • Негативную информацию о субъекте кредитной истории (при ее наличии) - сведения о ликвидации субъекта кредитной истории, являющегося юридическим лицом, по решению суда или о наличии у субъекта кредитной истории просроченной задолженности свыше ста восьмидесяти календарных дней;
  • Иные сведения в соответствии с Договором о предоставлении информации и получении кредитных отчетов. 

В течение 15 (пятнадцать) рабочих дней с даты заключения Договора Клиент обязан предоставить Кредитному бюро в полном объеме информацию по всем субъектам кредитных историй и Контрактам, заключенным между субъектами кредитных историй и Клиентом до даты заключения настоящего Договора при условии наличия согласия субъекта кредитной истории на предоставлении информации в кредитное бюро. В последующем информация также предоставляется с периодичностью не менее одного раза в 15 рабочих дней, которая установлена законодательством РК и условиями Договора.

В случае отсутствия фактов заключения таких Контрактов, Клиент обязан в течение 10 (десять) рабочих дней с даты заключения Договора письменно уведомить об этом Кредитное бюро.

 

Примечание: Передача информации и получение кредитных отчетов производятся с письменного согласия субъекта кредитной истории в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций № 250 от 21 августа 2004 года.  

Способы обмена информацией

В данный момент существуют два способа обмена информацией Клиентов с базой данных ПКБ:

  • Интерактивный интерфейс с подготовкой файла в стандартном формате с использованием программного обеспечения ПКБ либо собственного программного обеспечения для передачи данных и получения кредитных отчетов из базы данных кредитных историй, которое должно согласоваться с ПКБ (п. 7 Требований к использованию информационно-коммуникационных технологий и обеспечению информационной безопасности при организации деятельности кредитных бюро, поставщиков информации и получателей кредитных отчетов, утвержденных Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 мая 2015 года №91) (автоматизированный режим). При приеме и передаче данных используется SOAP-протокол. Данные передаются в формате XML, соответствующем схеме, описанной в Техническом документе, в заархивированном виде (Zip). Статус результата выгрузки данных в ПКБ возвращается Клиенту в формате XML. Кредитные отчеты возвращаются Клиенту в следующих форматах: XML,PDF,HTML;
  • АРМ «Backoffice» («Бэк-офис») – функционал ручного ввода, предназначенный для ввода информации о субъектах и их контрактах и получения кредитных отчетов в режиме реального времени с использованием веб-браузера;

 

Виды доступов

После подписания Договора и сопутствующих приложений к нему, Клиенту необходимо направить в ПКБ заявку «Форма на предоставление доступа к системе ПКБ» и доверенность на сотрудника, уполномоченного на работу с системой ПКБ. В заявке необходимо указать личные данные пользователя, внешний IP-адрес компьютера, с которого будет впоследствии производиться вход в систему ПКБ, а также цели подключения. Форма должна быть подписана пользователем, ответственным лицом, непосредственно контролирующим пользователя, и первым руководителем компании или лицом, его заменяющим. На основании полученной формы пользователю Клиента будут присвоено имя (логин) и пароль для доступа к тестовому серверу и Базе знаний для прохождения обучения и получения навыков работы с системой ПКБ, а также доступ к системе «SpringDoc» для открытия прав новым пользователям Клиента и последующего управления этими правами.

 

Доступ к получению кредитных отчетов и выгрузке информацию в базу данных кредитных историй будет предоставлен после успешного прохождения тестирования пользователем Клиента.

 

Пользователь может получить доступ на следующие цели подключения к системе ПКБ:

  • База знаний - позволяет получить ответы на различные вопросы, касающиеся процесса взаимодействия с кредитным бюро, воспользовавшись описанием бизнес-процессов в Базе знаний ПКБ.
  • Тестирование данных - позволяет Клиенту полностью отработать процессы загрузки, обновления, корректировки данных и получения кредитных отчетов как в автоматическом режиме, так и через веб–сайт ПКБ;
  • Передача данных – позволяет производить загрузку информации, обновление, корректировку данных в автоматическом режиме и через веб –сервисы в БДКИ;
  • Корректировка информации по субъектам и их контрактам - при отсутствии возможности автоматической выгрузки/ обновления информации, а также в случае необходимости корректировки ранее выгруженной информации, пользователь может воспользоваться функционалом ручного ввода, доступным в АРМ «Бэк-офис для произведения данных действий»;
  • Получение кредитных отчетов – обеспечивает доступ к кредитным отчетам с помощью методов удаленных запросов, а также в ручном режиме через веб-сайт ПКБ в АРМе «Бэк-офис»;
  • Получение списка необновленных контрактов (при превышении срока обновления более чем на 15 рабочих дней) и списка контрактов, ожидающих обновления – предоставляется в целях осуществления контроля за своевременностью обновления информации и предупреждения нарушений требований законодательства РК и условий договора о предоставлении информации и получения кредитных отчетов в части своевременного обновления информации. Содержит следующую информацию: код контракта, последняя учетная дата, ИИН/БИН субъекта, количество дней, превышающее сроки обновления, сумму пени за несвоевременное обновление;
  • Подключение и использование системы «SpringDoc» - это доступ к системе управления бизнес процессами: «Оспаривание информации в кредитном отчете», «Управление правами пользователей», «Удаление», «Биллинг».

Контактная информация

Контактная информация

Латыпова Райхан Фаридовна Директор Департамента
Апсенбетова Эльмира Махмутовна Главный специалист Департамента
Уайыс Эльмира Куанышевна Главный специалист Департамента
Тусупова Динара Журсиновна Главный специалист Департамента